1. Главная
  2. Информация
  3. Тара и упаковка грузов. Маркировка

Тара и упаковка грузов. Маркировка

Тара и упаковка грузов. Маркировка

Грузы на основании действующих стандартов на продукцию в зависимости от вида упаковки делятся на три группы:

  1. транспортируемые в таре;
  2. транспортируемые без тары с частичной защитой отдельных узлов (деталей);
  3. транспортируемые без тары.

Транспортабельность грузов достигается при помощи упаковки, представляющей собой совокупность тары и упаковочных материалов, или применением специальных средств, облегчающих погрузочно-разгрузочные работы и крепление грузов.

Тарой называется изделие, в которое помещаются готовая продукция, полуфабрикаты или сырье для качественной и количественной сохранности при транспортировании от места производства или заготовки продукции до места ее потребления и хранения. Тара делится на потребительскую, дополнительную и транспортную.

Потребительская — это тара, в которую расфасовывают товары для доставки их потребителю (флаконы, бутылки, коробки, банки, пачки и т. п.).

Дополнительная тара (барьерная, групповая) предназначается для изделий, упакованных предварительно в потребительскую тару. Дополнительная тара выполняет функции защиты изделий главным образом от климатических и агрессивных воздействий внешней среды, а также служит для укрупнения и комплектации партий изделий. К ней относятся коробки, чехлы, мешки, картонные ящики и т. п.

 Транспортная тара служит для упаковки разнообразных грузов, предварительно упакованных в потребительскую и дополнительную тару, а также неупакованных. Она обеспечивает необходимую защиту главным образом от механических повреждений при транспортировании упакованного груза. К транспортной таре относятся деревянные, металлические, картонные ящики и ящики из полимерных материалов, бочки, барабаны, фляги, мешки и другие виды тары.

В зависимости от жесткости конструкции, т.е. способности сохранять первоначальную форму, тара подразделяется на жесткую, полужесткую и мягкую.

 Жесткая тара изготовляется из металла, пластмассы, дерева, стекла, картона, древесно-волокнистых материалов и из бумажной массы.

Для изготовления полужесткой тары применяются пластмассы, бумага, некоторые сорта картона, полимерные материалы.

Мягкая тара изготовляется из ткани, пленок, бумаги, полимерных и комбинированных материалов. Хотя в понятие тары не включаются контейнеры, поддоны, различные виды специализированных транспортных средств, они частично принимают на себя ее функции. Упаковочные и вспомогательные материалы служат для завертывания, плотной укладки и амортизации с целью защиты груза от повреждений. Они применяются при упаковке груза в потребительскую и транспортную тару, а также при размещении его непосредственно в контейнере. К упаковочным и вспомогательным материалам относятся древесина, бумага, картон, пластики, вата, ткани, пенопласт, комбинированные и другие подобные этим материалы.

Три основные группы внешних воздействий:

механические — удары, толчки, вибрация, статические нагрузки, трение;

климатические — влияние атмосферных осадков, влажного воздуха, морского тумана, солнечной радиации, переменной температуры и др.;

биологические — влияние жизнедеятельности организмов, насекомых и грызунов.

С учетом этих факторов надлежит правильно и соответственно выбирать тару и упаковочные материалы, рассчитывать и применять их для различных климатических районов.

Упаковка наряду со своей основной функцией защиты груза должна обеспечивать: удобство выполнения погрузочно-разгрузочных и складских работ механизированным и ручным способами; наиболее полное использование всех транспортных средств по объему, площади и грузоподъемности тары, аккуратный внешний вид тары и сохранение товарного вида упакованного груза.

Изделия, не подвергающиеся порче от механических и атмосферных воздействий, но имеющие узлы или детали, подверженные повреждению и порче (обработанные рабочие поверхности, встроенные механизмы), допускается транспортировать в открытом виде с применением частичной защиты. Она осуществляется с помощью консервационных смазок, лаков, обертыванием водонепроницаемыми материалами, устройством деревянных щитов, колпаков, обшивки досками легкоповреждаемых мест.

Упакованные грузы допускаются к перевозке только в том случае, если тара удовлетворяет техническим требованиям, изложенным в государственных стандартах. За прочность изготовления тары, расположение и устойчивость груза внутри нее ответственность несет грузоотправитель.

Технические требования, предъявляемые к таре и упаковке грузов, транспортируемых в районы Крайнего Севера и отдаленные районы, изложены в специальном ГОСТе. ГОСТом повышены требования: ящики усиливаются стальной лентой, груз разделяется прокладками, на дно контейнера устанавливается решетка высотой 50 мм и т. д.

Наиболее часто применяются виды транспортной тары: ящики разных типов — дощатые плотные, решетчатые, ящики-лотки (для ягод), щитовые, фанерные (спички, чай), из гофрированного картона (продтара) и другие, а также барабаны, бочки.

Одной из самых универсальных по праву считается гофротара. Ящики, короба и поддоны из гофрокартона не утрачивают своей актуальности уже несколько десятилетий.

Они легки, недороги, отличаются прекрасной амортизацией и прочностью. Короба из гофрокартона удобны для погрузки и складирования. Производимый в настоящее время гофрокартон может насчитывать в своем составе до 7 слоев, поэтому эта упаковка одинаково хороша и для кондитерских изделий, и для бытовой техники. Упаковка из гофрокартона может быть любого размера и конфигурации, она не добавит значительного веса грузу и прекрасно утилизируется.

Также при перевозке различных грузов используют особые сорта прочной бумаги, деревянные и фанерные ящики, полиэтиленовые мешки. Полиэтиленовая пленка имеет свои преимущества: влагонепроницаемость и легкость, деревянная тара имеет больший вес, но в некоторых ситуациях ее прочность незаменима.

Большое количество некрупного груза укладывают на деревянные поддоны, закрепляя скотчем и стрейчпленкой. Воздушно-пузырчатая пленка – подходящий материал для упаковки мягкой мебели.

Для перевозки изделий из стекла, керамики, гипса, сантехнического фаянса, мебели или оборудования с хрупкими элементами, соляриев, душевых кабин используют деревянную обрешетку, которая изготавливается в соответствии с габаритами груза. Этим же способом можно защитить металлоконструкции, а также жидкие грузы в любой индивидуальной упаковке.

Жидкие грузы перевозят в специальных цистернах, установленных на раме грузового автомобиля или на прицепе. Для заполнения цистерны жидким грузом (топливом, маслом, молоком) или слива его из цистерны установлены насосы; цистерны, перевозящие молоко, изготовлены из алюминия.

Для перевозки пылящих грузов используют автомобили со специальными кузовами. Если такого автомобиля нет, то груз должен быть плотно закрыт брезентом, чтобы исключить потери при перевозке.

Продукты питания, ядовитые и опасные грузы можно перевозить только при выполнении определенных санитарных, пожарных и других мероприятий. Автомобили, предназначенные для перевозки продуктов питания, нужно подвергать по графику в соответствии с особенностями груза санитарной обработке; все люки и шланги его должны иметь защитные чехлы, которые перед погрузкой и выгрузкой тщательно очищаются. Цистерны для перевозки молока после слива должны быть внутри промыты и протерты.

Ряд пылящих грузов (мука, сахарная пудра и др.) при определенной концентрации в воздухе могут воспламеняться, поэтому при погрузке и выгрузке их вблизи автомобиля запрещается курить и пользоваться открытым пламенем. Все лица, занятые перевозкой, погрузкой и выгрузкой пищевых продуктов, должны быть в халатах. Цистерны для перевозки нефтепродуктов оборудуют заземлением  (металлической цепочкой).

Маркировка

Груз, упакованный в тару, снабжается маркировочной биркой из фанеры или бумажной наклейки. Маркировка может быть:

транспортной, когда на ней указан номер товарно-транспортного документа на перевозимый груз и количество транспортируемых мест;

грузовой, где указан пункт отправления и грузоотправитель, а также пункт назначения и грузополучатель;

товарной, которую наносит  завод-изготовитель,  с указанием    наименования    предприятия, изготовившего груз, и род груза; специальной, определяющей порядок обращения с грузом при погрузке, в пути и во время выгрузки.

При перевозке опасных грузов на них должны быть наклепки, характеризующие степень опасности.

Предыдущая запись
Инкотермс 2020
Следующая запись
Правила для грузовых авиаперевозок
Меню