Инерционные силы, действующие на груз во время перевозки
На груз во время перевозки действуют инерционные силы, которые стремятся сдвинуть и опрокинуть груз вдоль и поперек ТС. Например, при перевозке груза в контейнере по железной дороге эти силы передаются грузу через пол, стены и элементы контейнера, за которые закреплен груз. Инерционные силы достигают своего максимума при движении вагона с грузом в пути следования при максимально допустимых скоростях движения и возникают вследствие различного рода колебаний платформы с контейнером при прохождении кривых, трогании и торможении, роспуске вагонов с сортировочных горок и при соударении вагонов в процессе производства маневровых работ на железнодорожных станциях.
Нагрузки и воздействия на элементы ТС и крепления разделяют по природе их происхождения:
- от собственного веса конструкций;
- технологические (масса груза, динамические нагрузки при перевозке);
- атмосферные и температурные;
- аварийные нагрузки (нарушение скоростного режима, разрушение крепления груза).
С учетом мультимодального характера перевозки следует рассмотреть нагрузки на различных видах транспорта. Стоит отметить, что величины нагрузок, возникающих при перевозках, могут изменяться в большом диапазоне в зависимости от вида транспорта и определяться величинами ускорений, направленных вперед, назад, поперечно и вертикально. Величины ускорений, возникающие на различных видах транспорта, при перевозках грузов представлены в таблице ниже:
№ п/п | Вид транспорта | Ускорение, направленное вперед | Ускорение, направленное назад | Поперечное ускорение | Вертикальное ускорение |
1 | Автомобильный | 0,8-2,Од* | 0,5д | 0,5-1,0д | 0,2-3,0д |
2 | Железнодорожный | 2,0-5,Од | Н/Д | 0,5-2,Од | 0,7-2,Од |
3 | Морской | 1,5-3,8д | н/д | 1,5-7,4д | 4,3-9,2д |
4 | Воздушный | 1,5-3,Од | н/д | 1,5д | 2,0-6,Од |
Величины ускорений на различных видах транспорта
* g — ускорение свободного падения = 9,81 м/с2;
н/д — нет данных.
Интервал представленных величин ускорений объясняется противоречивостью нормативной документации, а также местом расположения груза на транспортной единице (например, в трюме или па палубе судна). Очевидно, что наибольшая величина продольных ускорений возникает при следовании груза по железнодорожной дороге, а поперечных — на морском.
Способы и средства крепления грузов при перевозках
Существующие способы крепления можно разделить на группы:
- упорный способ крепления, при котором нагрузка передается на элементы транспортного средства. На практике данные методы возможны не во всех случаях, и большинство из них не нашли должного применения из-за недостаточной прочности без совмещения с другими способами крепления грузов.
- распорный способ крепления, когда груз закрепляется от возможного смещения конструкцией из пиломатериалов или подобных средств крепления. При таком способе крепление устанавливается распор между штабелями или единицами груза.
- комбинированный способ крепления, например, при перевозках транспортных пакетов на поддонах, биг-бэгов или 200 литровых бочек в 40 футовых контейнерах второй ярус погрузки, из-за ограничений по грузоподъемности контейнера, заполнен не полностью. Поэтому в данном случае используется крепление груза не только в дверном проеме, но и второго яруса погрузки.
Способы размещения и крепления грузов на железной дороге, морском и авто транспорте
Обзор средств и способов крепления грузов показал, что основными средствами являются: синтетические ленты с натяжными устройствами, цепи с натяжителями, стальной трос в сочетании с талрепами и зажимами, пиломатериалы в сочетании с гвоздями, проволока, металлические листы с креплением сваркой.
Стоит отметить, что возможность применения некоторых средств крепления на данный момент ограничена (запрещена) вследствие отсутствия нормативной базы на видах транспорта.
Также при нестандартных способах крепления грузов могут применяться средства крепления грузов нетипового размерного ряда, к примеру, синтетические ремни с натяжителями (для их изготовления требуется дополнительное время). Необходимо учесть возможность многооботности средств крепления.
Руководства, правила, инструкции, наставления и т.п. железных дорог, морского и автомобильного транспорта рекомендуют для использования:
1. Надувные мешки
Надувные мешки (воздушные пакеты, пневмооболочки) успешно применяют для крепления грузов в контейнерах, вагонах, автомобилях. Бывают различных размеров и имеют способность выдерживать нагрузки до 30 тонн.
2. Синтетические ремни с натяжными устройствами
Крепление грузов на автотранспорте, зарубежных железных дорогах в вагонах, контейнерах и на морском транспорте в большинстве случаев осуществляется с помощью стяжных ремней разной длины и комплектации с допускаемой нагрузкой до 20 тонн.
3. Синтетическая лента с пряжками
В настоящее время в контейнерных перевозках получили распространение системы одноразовых синтетических лент. Их невысокая стоимость и отсутствие необходимости возврата создают альтернативу традиционным крепежным ремням с натяжными устройствами. Наиболее распространенная лента композитная, которая производится различной ширины с рабочей нагрузкой до 12 тонн. Также существует плетеная лента, как альтернатива металлической ленте, тросам, цепям. Дает возможность полностью отказаться от применения деревянных конструкций при креплении грузов и использовать ее для крепления грузов массой до 100 тонн. Для соединения данных лент используются специальные пряжки. Натяжение лент производится ручной или пневматической машинкой.
4. Стальная лента с замками
Стальные ленты Titan и Signode являются наиболее распространенными средствами для формирования транспортных пакетов, также помимо этого успешно применяются на зарубежных железных дорогах и морском транспорте для крепления грузов не только в вагонах и судах, но и в контейнерах. Разрывное усилие в зависимости от производителя доходит до 4,6 тонны.
5. Стальной трос, талрепа, зажимы для троса
Стальной трос используется для крепления грузов (оборудования, колесной, гусеничной техники и т.п.) на железных дорогах иностранных государств, средствах укрупнения (в основном контейнеры типа Flat Rack) и при морской перевозке на судах. Применяется в основном в сочетании с креплением пиломатериалами. Прочность варьируется и может быть подобрана в каждом конкретном случае.
6. Резиновые маты, устройства Pallet Grips
В мировой практике получили распространение противоскользящие устройства и материалы (резиновые маты и коврики). Являются одним из основных способов в повышении надежности крепления, вследствие увеличения коэффициента трения груза с полом ТС. Позволяют увеличить коэффициент трения до 0,6. Все маты противоскольжения имеют возможность многократного использования и совместно со стандартными средствами крепления увеличивают надежность и стабильность выполненного крепления. Устройства Pallet Grips также позволяют увеличить коэффициент трения, данные устройства актуальны при перевозках транспортных пакетов, сформированных на поддонах и грузов в ящичной упаковке, имеют двустороннюю зубчатую конструкцию.
7. Цепи с натяжными устройствами
Крепление грузов на автотранспорте и зарубежных железных дорогах осуществляется с помощью цепей с натяжными устройствами. Также данные средства крепления являются основными при перевозке накатных грузов, грузов на ролл- трейлерах при ролкерных перевозках. Существуют цепи различных комплектаций и способных выдерживать нагрузки до 25 тонн.
8. Листы безопасности (Safety Sheets)
Предназначены для крепления груза в дверном проеме контейнера, ограждения груза или его разделения на блоки. Имеют возможность многократного использования, просты в монтаже.
9. Система TyGard 2000
Распространена система «TyGard 2000», которая представляет собой самоклеющуюся ленту. Обвязка данной лентой способна выдержать нагрузку до 5 тонн в динамике. Этот способ успешно применяют во многих странах мира при перевозках грузов в контейнерах по железным дорогам и на автотранспорте.
10. Механические распорки Void Gard, Load Bars
Технология Void Gard основана на применении механической распорки из высокопрочного пластика. Она предназначена для распорки транспортных пакетов груза при перевозках. Распорка способна выдержать нагрузку до 1,5 тонны в динамике. Для фиксации груза в контейнере и в автомобильных полуприцепах распространено крепление груза устройствами Load Bars. Они позволяют отказаться от крепления грузов крепежными ремнями и пиломатериалами, многооборотны.
11. Амортизирующие и заполняющие панели
Нашли применение амортизирующие и заполняющие средства крепления Void Fillers, Bulk Head Panels, Wood-Comb, Corner Protection, Separators и т.д. — это панели и сепарация из картона. Являются наиболее практичными средствами для крепления грузов на железных дорогах и автотранспорте иностранных государств. Позволяют отказаться от пиломатериалов и производятся, как правило, из вторичного сырья.
12. Пиломатериалы (бруски, доски и конструкции из них совместно с гвоздевым соединением и/или строительными скобами)
Способ крепления грузов в контейнерах с применением пиломатериалов (бруса, досок) остается преобладающим в силу его доступности. Впрочем, сегодня наблюдается тенденция, направленная на отказ от использования пиломатериалов, объясняемая необходимостью использования фумигирован- ных пиломатериалов при последующей экспортной отправке в некоторые страны, направленности мира к улучшению экологической обстановки, охране окружающей среды, а также повышением цены на пиломатериалы. Прочность зависит от конструкции и способа крепления к элементам ТС.
13. Лист металлический (конструкции, упоры и т.п. в сочетании и болтовым и сварным соединением)
Используются для крепления тяжеловесных, длинномерных, негабаритных грузов, в том числе на специальном подвижном составе, когда стандартное крепление не может быть применено или применяется совместно. Прочность зависит от конструкции и способа крепления к элементам ТС.
14. Лайнер-бэги, вагонные вкладыши, флекситанки
Средства для осуществления перевозки насыпных и наливных грузов в стандартных ТС, не предназначенных для этого и защищающих ТС от воздействия груза.